VMEDE.RU
 Авторизация - ВХОД
О проекте VMEDE.RU
Проект VMEDE.RU – единое информационное пространство медицинского образования Российской Федерации. Под единым информационным пространством подразумевается информационная система для участников медико-образовательного процесса, в которой информация, размещенная одним из участников, мгновенно становится доступной любому другому участнику в соответствии с его потребностями и правами доступа.

Положение дел

В настоящее время ситуация с развитием единого информационного пространства высшего медицинского образования РФ характеризуется следующими положениями: В большинстве медицинских вузов вместо единой корпоративной информационной системы используется набор несвязанных/слабосвязанных между собой программных продуктов. Лишь в небольшом количестве вузов используются корпоративные информационные системы (КИС), созданные разными разработчиками либо силами самих вузов. В большинстве случаев таких КИС отсутствует доступ к ним у всех студентов и сотрудников (как правило, имеется ограниченное количество рабочих мест). В ряде медицинских вузов до сих пор вообще не внедрены корпоративные информационные системы. При внедрении корпоративных информационных систем отсутствуют единые для всех вузов подходы, стандарты, идеология, наборы функций. Большинство медицинских вузов имеют корпоративные интернет-сайты. При разработке интернет-сайтов также отсутствует общая идеология, стандарты. Как правило, интернет-сайты медицинских вузов выполняют в основном представительскую и справочную функцию. Информация на сайты поставляется администраторами, не обеспечивается возможность пользователям (например, преподавателям) управлять контентом. Интернет-сайты не связаны (не взаимодействуют) с корпоративными информационными системами, что ведет к необходимости дублирования данных и существенно ограничивает доступность информации для пользователей. Отсутствуют единые подходы к размещению в доступном пользователям информационном пространстве учебно-методических материалов. Отсутствуют стандарты по обмену данными между медицинскими вузами, такой обмен данными не осуществляется. Отсутствует централизованная система прямого информирования участников медицинского образования со стороны органов управления. У органов управления медицинским образованием отсутствует возможность прямого доступа к первичным данным, накапливаемым в корпоративных информационных системах, что вызывает необходимость в повторном вводе огромного количества данных, генерации большого количества промежуточной отчетности.

Предложение

Предлагается подход к интеграции медицинских вузов РФ в единое информационное пространство, основанный на следующих ключевых принципах: Централизация всех данных в едином для всех медицинских вузов вычислительном центре (ВЦ). Централизация программного обеспечения в ВЦ. Удаленный доступ к ПО и данным через единый интернет-портал, выполняющий одновременно функции веб-сайтов и корпоративной информационной системы для каждого медицинского вуза. Интеграция в интернет-портале трех крупных модулей: а) образовательного ресурса, б) социальной сети для абитуриентов, студентов и сотрудников вузов и в) корпоративных информационных систем медицинских вузов

Преимущества

Ключевыми преимуществами такого подхода являются: Доступ к системе с любого компьютера, подключенного к интернет, что является крайне важным при наличии у медицинских вузов многочисленных клинических баз, необходимости доступа к системе из дома, растущей академической мобильности преподавателей и студентов. Это обеспечивает возможность вовлечения в единое информационное пространство всех без исключения участников образовательного процесса. Отсутствие необходимости устанавливать на компьютерах пользователей специальное (клиентское) программное обеспечение – доступ к системе осуществляется через веб-браузер. Централизация и высокая скорость разработки и администрирования системы, что ведет к существенному снижению совокупных затрат на эти работы и колоссальному ускорению развития всего единого информационного пространства. Возможность всех участников медицинского образовательного процесса страны взаимодействовать друг с другом (как offline, так и online), централизованно организовывать доступные всем телеконференции и другие образовательные мероприятия. Кроме того, ниже перечислены преимущества для отдельных категорий пользователей и потребителей информации: Для абитуриентов и их родителей – возможность получения достоверной информации о всех медицинских вузах страны из единого авторитетного источника Для студентов – доступность образовательных материалов не только своего, но и других вузов, возможность online-взаимодействия с преподавателями и друг с другом, прохождение тестов в любое удобное время в любом месте, возможность вести личное электронное портфолио и сравнивать свои достижения с другими студентами (в т.ч. и других вузов) Для преподавателей – использование всех модулей для повышения эффективности своей работы, отслеживание результатов своей работы в сравнении с коллегами Для вузов – нет необходимости разработки или покупки локальной информационной системы и ее сопровождения (существенная экономия финансовых средств), возможность сравнения всей деятельности организации с другими вузами страны Для органов управления медицинским образованием – мгновенный доступ не только к итоговой отчетности, но и ко всем первичным данным о деятельности вузов, возможность централизованного прямого информирования всех участников образовательного процесса (новости, события, нормативные акты и др.)

Описание

Портал планируется как единый многоцелевой интернет-ресурс, предназначенный для нескольких категорий пользователей всех медицинских и фармацевтических вузов РФ и объединяющий их в единое информационное пространство: Абитуриенты медицинских учебных заведений РФ и их родители Студенты медицинских учебных заведений РФ Профессорско-преподавательский состав медицинских учебных заведений РФ Административные сотрудники медицинских учебных заведений РФ Руководство медицинским образованием всех уровней Портал позволит накапливать все данные о студентах и сотрудниках медицинских вузов в едином банке данных, доступном для анализа и построения системы отчетности на любом уровне (по персонам, по отдельным подразделениям вузов, по вузам, по стране) для органов управления медицинским образованием. Предполагается создание на портале трех крупных функциональных модулей: Медицинский образовательный ресурс Электронные УМКД (учебно-методические комплексы дисциплин) Полнотекстовая электронная библиотека Банк документов Мультимедиа-материалы Система телеконференцсвязи Вебинары Дистанционное обучение Возможность преподавателям размещать на портале свои научные и учебно-методические работы Возможность студентам пользоваться образовательными ресурсами с любой точки подключения к Интернет Корпоративная социальная сеть Личные страницы студентов и сотрудников вузов Общая информация Образование, работа (в динамике) Деловые и образовательные ресурсы Индивидуальный рейтинг (студента, сотрудника) Система обмена сообщениями и файлами Электронное портфолио с возможностью погодового учета достижений и расчета рейтингов Список научных публикаций Централизованная система информирования (новостные ленты, календари событий) Дискуссионные площадки, форумы Корпоративная информационная система (КИС) и одновременно веб-сайт медицинского вуза с удаленным доступом через Интернет Электронная приемная комиссия (ведение списков абитуриентов, статистика, отчетность) Электронные деканаты, система отслеживания успеваемости студентов, анализ и отчетность Система управления последипломным образованием (календарь циклов последипломного образования, учет курсантов, статистика и отчетность) Системы тестирования обучающихся, системы проведения корпоративных опросов студентов, курсантов и сотрудников Возможность построения единой для всех медицинских вузов системы менеджмента качества (СМК) Электронный документооборот Модули внутривузовских заявок на хозяйственные работы, закупки оборудования и др. Корпоративная информационная система (КИС) на базе портала является единой для всех (более 50) медицинских вузов с возможностью индивидуального дальнейшего развития для каждого вуза в отдельности. Каждый вуз работает с КИС как со своей собственной, независимой от остальных.

Этапы внедрения

Ввод в действие новой системы осуществляется в 3 этапа: Стартовый этап. Создание вычислительного центра. Разработка и запуск портала. В первую очередь создаются модули социальной сети и справочно-образовательных ресурсов. С этого момента на портале могут работать пользователи, осуществляется наполнение портала информацией (Администраторы КИС вузов) Переходный этап. Запуск системы обмена данными между порталом и локальными КИС вузов по стандартам и регламентам. Основной предмет обмена – данные о структуре вузов, пользователях (студенты, курсанты, сотрудники), документы, образовательные ресурсы и др. Происходит дальнейшее наполнение портала. Создается дизайн сайтов вузов, их индивидуальная структура. Параллельно идет разработка модулей общей КИС (электронные деканаты, СМК и т.д.) Этап дальнейшего развития. Осуществляется переход на использование КИС портала и отказ от использования локальных КИС вузов. Продолжается процесс развития системы.

Опыт Красноярского государственного медицинского университета в развитии единого информационного пространства

Разработка корпоративной информационной системы КрасГМУ (krasgmu.ru) ведется с 2005 года в полном соответствии с вышеописанными принципами и технологиями. На созданном интернет-портале «Зеркало-Мед» (головной сайт - med.vzerkale.info) кроме веб-сайта КрасГМУ работают еще 75 сайтов медицинских и других организаций г. Красноярска и Красноярского края. В системе зарегистрированы более 28000 персон, 5000 из которых являются активными пользователями системы. Ежедневная посещаемость портала – более 4000 человек в день. Одномоментно с системой работают несколько десятков пользователей. КИС, разработанная в КрасГМУ, в настоящее время внедряется в Новосибирском ГМУ и в Иркутском ГМУ.
Комментарии
VMEDE.RU © 2012. Свидетельство о госрегистрации №2012610886
54.145.95.149